28.05.2018  

оператор ЭВМ

На механико-математическом факультете МГУ в 80-е годы XX в. были организованы курсы для школьников по специальности «оператор ЭВМ». Меня пригласили в комиссию по проведению выпускного экзамена. Я не считал, что школьников нужно целый месяц обучать работе на конкретной ЭВМ СМ-4 с конкретной операционной системой РАФ0С, но дисциплинированно пришёл на экзамен и приготовился потратить три часа на совершенно бесполезное мероприятие. В те времена никаких оконных систем, мышек и графического интерфейса не было и в помине, а пределом мечтаний считались алфавитно-цифровые терминалы. Такие терминалы у нас подключались к СМ-4. Школьники один за другим уверенно отвечали на вопросы билета и демонстрировали практические навыки. Им нравилось работать на ЭВМ, они гордились тем, что могут безошибочно, не пользуясь шпаргалкой, набирать на клавиатуре длинные и запутанные команды.

Девочка, отвечавшая последней, долго готовилась к ответу на теоретической вопрос, но ничего толком не сказала. Чтобы помочь ей, кто-то из членов комиссии придумал, как ему показалось, лёгкий дополнительный вопрос. На экран одного из терминалов предыдущий экзаменуемый вывел командой «dir» список примерно из десяти файлов. Школьницу попросили удалить все файлы, имена которых начинались с буквы «а»; а во всех именах файлов, начинающихся на букву «Ь», заменить эту «Ь» на «с». Для решения подобных задачек в системе РАФ0С имелись подходящие команды. Что-то в духе «del a*. *». Представьте же себе ужас и негодование членов комиссии, когда несчастная, явно не подозревая о существовании каких-то там команд, перевела терминал в автономный режим (это дало возможность, пользуясь клавиатурой, изменять текст на экране) и стала нажимать клавиши со стрелочками: подвела курсор к списку файлов, стёрла все имена, начинающиеся с «а» и заменила в нужных местах «Ь» на «с». Через полминуты список файлов на экране приобрёл такой вид, как требовалось. Школьница выжидающе посмотрела на членов комиссии. А сами файлы в компьютере не изменились?». По выражению лиц экзаменаторов школьница поняла, что совершила что-то ужасное и сквозь слёзы пробормотала: «Я думала, что компьютер сам сделает с файлами всё, что нужно».

Я до сих пор помню, какое глубокое чувство стыда за собственную глупость и профессиональную непригодность всей нашей комиссии охватило меня. Ведь эта девятиклассница только что показала нам, считающим себя профессионалами, простой и естественный метод работы с файлами, который не требовал изучения и написания никаких команд. Операционная система могла бы отследить все действия, которые были выполнены с именами файлов на экране и параллельно вносить нужные изменения в файлы (при удалении имени файла на экране — стирать файл на диске, при редактировании имени файла — переименовывать его и т. п.).